Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 29.03.2006 № 12-МО
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ "КОПЕЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"
(подписан Главой Копейского городского округа 31.03.2006)

Официальная публикация в СМИ:
"Копейский рабочий", № 86-88, 19.04.2006


Текст данного документа изменен при его официальной публикации. Текст в информационном банке приведен в соответствие с публикацией в "Копейском рабочем", № 86-88, 19.04.2006.



СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2006 года

Об организации библиотечного обслуживания жителей
в муниципальном образовании "Копейский городской округ"

Принято
постановлением
Собрания депутатов
Копейского городского округа
Челябинской области
от 29 марта 2006 г. № 218

Настоящее решение направлено на реализацию полномочий Копейского городского округа по организации библиотечного обслуживания на территории Копейского городского округа муниципальными библиотеками.
Настоящее решение является правовой базой обеспечения уставной деятельности, сохранения и развития библиотечного дела в Копейском городском округе и призвано осуществлять конституционные права граждан в области культуры (Конституция РФ, ст. 44).
Решение определяет основы политики Копейского городского округа в библиотечном деле, устанавливает права и обязанности граждан: работников библиотек и органов местного самоуправления в сфере библиотечного дела, регулирует общие вопросы организации финансирования, правовых отношений, экономических основ и деятельности муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" (ЦБС).

Статья 1. Общие положения

1. Задачи.
1) Определение условий защиты конституционных прав граждан Копейского городского округа на доступ к источникам информации на традиционных и электронных носителях, хранящихся в муниципальных библиотеках города, участия в культурно-досуговой деятельности.
2) Создание правовой и экономической базы для ЦБС с целью выполнения функций по обеспечению доступа населения к источникам информации.
3) Определение правовых отношений с объектами муниципальной собственности, находящимися в безвозмездном пользовании ЦБС.

2. Законодательная база:
1) Конституция Российской Федерации.
- Закон РФ "Основы законодательства РФ о культуре".
- Закон РФ "О библиотечном деле" и Закон Челябинской области "О библиотечном деле в Челябинской области" № 1523 от 30.2004.
- Иные законодательные акты, постановления Правительства РФ, Положения и приказы Министерства культуры России и других ведомств, регулирующих деятельность библиотек.

3. Основные понятия и термины:
1) Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов, предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
2) Документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени, пространстве, в целях хранения и общественного использования.
3) Библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской образовательной деятельности, в задачи которой входит создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек.
4) Централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование.
5) Библиотечный фонд - упорядоченная совокупность тиражированных документов, формируемая библиотекой в соответствии с ее функциями для общественного использования и хранения.
6) Комплектование фонда - процесс отбора и приобретения документов, отвечающих по содержанию, научной и художественной ценности задачам библиотеки, информационным потребностям читателей.
7) Библиотечные работники - персонал библиотеки, обеспечивающий основную профессиональную библиотечную деятельность по управлению библиотеками, комплектованию, обработке, хранению библиотечных фондов, библиотечному информационно-библиографическому обслуживанию, методическому обеспечению библиотек, автоматизации библиотечных процессов и созданию системы информационных ресурсов библиотек.
8) Государственная политика Челябинской области в сфере библиотечного дела - система управленческих решений и действий органов государственной власти, направленных на сохранение и развитие библиотечного дела в целях интеграции его в социально-экономическое и информационное пространство общества.
9) Центральная библиотека - библиотека, выполняющая функции руководящего, координационного и научно-методического центра для библиотек определенного вида.
10) Обязательные экземпляры документов - экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче в соответствующие организации производителями в порядке и количестве, которое установлено законодательством.
11) Краеведческие документы - документы, посвященные Челябинской области или содержащие значимые сведения о ней, независимо от тиража, языка, места издания или изготовления.
12) Местные издания - все издания, изготовленные на территории Копейского городского округа, независимо от их содержания, вида и способа издания, языка.

4. Область применения.
1) Формирование муниципальных программ, развитие социальной сферы.
2) Формирование бюджета муниципального учреждения ЦБС г. Копейска.
3) Формирование текущих и перспективных планов ЦБС.
4) Регулирование отношений ЦБС с учредителями, юридическими и физическими лицами.

Статья 2. Права и обязанности граждан
в области библиотечного дела

1. Право на библиотечное обслуживание.
1) Каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии, имеет право на библиотечное обслуживание.
2) Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается созданием муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания.
3) В общедоступных библиотеках граждане имеют право:
- бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов;
- бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов, приобретенный на средства, выделенные из бюджета муниципального образования;
- пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых, стоимость и условия их предоставления разрабатываются библиотекой и утверждаются Собранием депутатов городского округа.

2. Обязанности.
Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками.

3. Ответственность пользователей библиотек.
Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками, причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 3. Обязанности и права библиотек

1. Обязанности.
1) Библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных Конституцией РФ, Законом РФ "О библиотечном деле" и настоящим решением в соответствии со своими Уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.
2) Выполняют основные плановые показатели (при условии полноценного финансирования учредителем).
3) Обеспечивают отчетность по форме, установленной муниципальными и федеральными органами.

2. Права.
Библиотеки имеют право:
1) Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности, в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе.
2) Утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками, нормативы, отражающие потребности в информационно-библиотечном обслуживании местного сообщества.
3) Определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками.
4) Определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды, размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек.
5) Определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами.
6) Разрабатывать текущие и перспективные планы работы.
7) Разрабатывать перечень и стоимость платных услуг, определять льготы для пользователей, осуществлять деятельность по организации платных услуг и привлечению внебюджетных средств.
8) Определять структуру подразделений, режим их работы и штатное расписание в пределах выделенных средств.
9) Определять виды расходования средств от платных услуг и других внебюджетных поступлений согласно Положениям о платных услугах.
10) Определять размер выплат и доплат к заработной плате из фонда экономии заработной платы согласно Положению о доплатах и премиях.
11) Осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности.
12) Участвовать в реализации международных библиотечных и культурологических программ.
13) Вступать в установленном порядке в союзы и иные организации библиотечной направленности.

3. Ответственность.
Библиотеки несут ответственность:
1) За выполнение плановых показателей своей деятельности в той части, которая профинансирована учредителем.
2) За качество предоставляемых услуг и достоверность информации.
3) За условия работы, охрану труда, противопожарную безопасность в той части, которая профинансирована учредителем.
4) За целевое и эффективное использование средств, выделенных учредителем.

Статья 4. Обязанности органов местного самоуправления
по сохранению и развитию библиотечного дела

1. В основе политики муниципальных органов в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и приоритетных ценностей, собираемых, предоставляемых в пользование библиотеками, обеспечения их сохранности и безопасности.
2. Органы местного самоуправления выступают гарантом прав, предусмотренных действующим законодательством, и не вмешиваются в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
3. Органы местного самоуправления обеспечивают:
1) реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;
2) создание условий и гарантийное финансирование деятельности муниципальных библиотек;
3) разработку и создание условий для реализации социально-творческого заказа, муниципальных и иных программ развития библиотечного дела;
4) своевременный ремонт зданий, находящихся в пользовании библиотек;
5) создание условий для комплектования профессиональными кадрами, повышения их квалификации;
6) содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в области библиотечного дела;
7) наличие полноценных помещений и зданий, отвечающих всем требованиям, для выполнения библиотеками своей уставной деятельности.
4. Органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материального, технического оснащения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании. Переводить их в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, нормам хранения библиотечных фондов, организации процесса библиотечного обслуживания пользователей.
5. Решения органов местного самоуправления, а также действия должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке.
6. Библиотечное дело на территории Копейского городского округа признается социально значимым видом деятельности. Муниципальные библиотеки являются обязательной частью инфраструктуры Копейского городского округа.

Статья 5. Библиотечные фонды

1. Библиотечные фонды формируются в соответствии с действующим законодательством РФ и уставом ЦБС.
2. Целенаправленное комплектование библиотечных фондов происходит ежегодно за счет бюджетных и внебюджетных средств.
3. Комплектование библиотечных фондов муниципальных библиотек печатными документами, электронными изданиями, аудиовизуальными материалами осуществляется в соответствии с типами и видами библиотек.
4. Объем книжного фонда муниципальных библиотек должен формироваться исходя из средней книгообеспеченности одного жителя - 5 - 7 томов, в том числе:
- литература для жителей в возрасте до 15 лет должна составлять от 30 до 50 % от общего фонда,
- справочные и библиографические издания - не менее 10 % от общего фонда.
5. Объем фонда звукозаписей и видеозаписей формируется исходя из 10 единиц на 1000 жителей.
6. Ежегодно фонды муниципальных библиотек должны обновляться на 5 - 10 % от общего количества муниципального библиотечного фонда.
7. Ежегодно должна производиться подписка на периодические издания из расчета 10 единиц на 1000 жителей.
8. Ежегодное приобретение и обновление аудио-, видео-, компьютерной техники, программного обеспечения осуществляется из расчета не менее 20 % от средств, выделяемых на пополнение и обновление фондов муниципальных библиотек.

Статья 6. Основы финансово-экономического регулирования
библиотечного дела

1. Учредители.
1) Учредителем библиотек выступает администрация муниципального образования, которая утверждает Устав и принимает на себя обязательства по их финансированию и материально-техническому обеспечению.
2) Имущественные и финансовые отношения между библиотекой и ее учредителем регулируются действующим законодательством и учредительными документами.
3) Учредитель осуществляет контроль за деятельностью библиотек в соответствии со своими функциями, Уставом и действующим законодательством.
4) Учредитель не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных Уставом, учредительным договором, действующим законодательством.

2. Финансирование.
1) Органы местного самоуправления осуществляют бюджетное финансирование муниципальных библиотек в той мере, которая обеспечивает их текущую плановую деятельность, а также мероприятия, направленные на сохранение и развитие библиотечного дела:
- выплачивают заработную плату трудовым коллективам библиотек;
- оплачивают коммунальные услуги и прочие расходы на содержание, ремонт, реставрацию зданий и помещений, занимаемых библиотеками;
- закупают оборудование и инвентарь, выделяют средства на комплектование библиотечных фондов;
- обеспечивают деятельность библиотек, оговоренную Уставом, задачами, планами библиотек, согласованными с учредителем;
- средства, полученные библиотеками от оказания платных услуг и других внебюджетных источников, обеспечивают дополнительные меры для оперативного решения творческих задач и выплат стимулирующего характера. Внебюджетные средства также могут служить дополнительным финансовым ресурсом для выполнения библиотеками уставных целей.

3. Имущество библиотек.
1) Библиотеки на правах оперативного управления владеют, пользуются, распоряжаются закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законодательством РФ.
2) Муниципальные библиотеки имеют право на выделение им в безвозмездное пользование земельных участков и производственных помещений для улучшения библиотечного обслуживания населения.
3) Средства, полученные от приносящей доходы деятельности, осуществляемой в соответствий с Уставом, полученные в дар от организаций и частных лиц, и имущество, приобретенное за счет этих доходов и поступлений, поступают в самостоятельное распоряжение библиотек и учитываются в полном объеме в смете доходов и расходов и расходуются согласно этой смете.
4) Средства, поступившие в библиотеку из дополнительных источников, не влекут уменьшения объемов бюджетного финансирования.
5) Текущее содержание помещений осуществляется исходя из договоров и в соответствии с утвержденными муниципальным образованием лимитами.

4. Трудовые отношения, оплата труда библиотечных работников.
1) Трудовые отношения и оплата труда работников библиотек регулируются законодательством РФ о труде и правовыми актами местной администрации.
2) Фонд заработной платы библиотечных работников формируется исходя из соответствующей категории группы оплаты труда, присвоенной библиотекам в установленном порядке.
3) Библиотеки в пределах имеющихся у них средств на оплату труда самостоятельно принимают меры стимулирующего характера согласно Положению о доплатах и надбавках.
4) Администрация ЦБС самостоятельно формирует штатное расписание на основе регламентирующей документации в пределах выделенных средств и согласовывает с учредителем.
5) Оплата труда устанавливается на основании законодательства РФ, в соответствии с постановлениями Правительства Челябинской области и решениями органов местного самоуправления Копейского городского округа.
6) Непрерывное образование, повышение квалификации осуществляется из расчета не менее 0,5 % от фонда оплаты труда.
7) Меры социальной поддержки библиотечных работников:
- ежегодная выплата лечебного пособия в размере одного должностного оклада;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет при стаже работы от 1 года до 10 лет - 20 %, от 10 лет и выше - 30 %;
- дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней - при наличии библиотечного стажа 10 лет, 10 дней - при стаже 20 лет.

5. Реорганизация и ликвидация муниципальных библиотек.
1) Библиотеки могут быть реорганизованы или ликвидированы по решению учредителей, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Причиной их реорганизации или ликвидации могут быть только обстоятельства, направленные на улучшение условий реализации прав граждан на доступ к информации и удовлетворение их культурных потребностей.
2) Реорганизация библиотек в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может происходить в порядке, установленном действующим законодательством, как по инициативе учредителя библиотек, так и по инициативе библиотек, с учетом потребностей населения, если это не влечет за собой ухудшение библиотечного обслуживания жителей муниципального образования.
3) Запрещается разгосударствление, приватизация муниципальных библиотек, включая помещения и здания, в которых они расположены.
4) Неправомерное решение о ликвидации муниципальных библиотек может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Статья 7. Гарантии соблюдения решения

1) Настоящее решение является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения всеми физическими, юридическими лицами и должностными лицами органов местного, самоуправления.
2) Физические и юридические лица, должностные лица органов местного самоуправления несут административную ответственность за нарушение настоящего решения в порядке, определенном действующим законодательством.

Глава Копейского
городского округа
Челябинской области
М.П.КОНАРЕВ
31.03.2006 № 12-МО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru