Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы Златоустовского городского округа Челябинской области от 05.04.2006 № 78-п
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА")

Официальная публикация в СМИ:
"Златоустовский рабочий", № 139, от 29.07.2006






ГЛАВА ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2006 г. № 78-п

Об утверждении Положения о деятельности классного
руководителя муниципального общеобразовательного учреждения
Златоустовского городского округа

В целях упорядочения работы классных руководителей Златоустовского городского округа и выполнения Программы по реализации национального проекта "Образование" на территории Златоустовского городского округа, утвержденной решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 17.02.2006, № 1-ЗГО,
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Положение о деятельности классного руководителя муниципального общеобразовательного учреждения Златоустовского городского округа (приложение).

2. Контроль исполнения данного Постановления возложить на заместителя Главы Златоустовского городского округа Быкова В.П.

Глава Златоустовского
городского округа
Челябинской области
Д.П.МИГАШКИН





Приложение
к постановлению
Главы Златоустовского
городского округа
Челябинской области
от 5 апреля 2006 г. № 78-п

Положение
о деятельности классного руководителя муниципального
общеобразовательного учреждения Златоустовского
городского округа

1. Общие положения

1. Положение о деятельности классного руководителя муниципального общеобразовательного учреждения Златоустовского городского округа разработано в соответствии со следующими нормативными документами: Конвенцией ООН "О правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), Законом РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1, Приказом Минобразования РФ от 11.02.2002 № 393 "О Концепции модернизации Российского образования до 2010 г.", Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 № 21 "Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений"; письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.03.2006 № 04-1140 "Об организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях", решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 17.02.2006 № 1-ЗГО "Об утверждении Программы развития муниципального образования - Златоустовский городской округ на 2006 - 2010 гг. и целевой Программы "Реализация национального проекта "Образование"" на территории Златоустовского городского округа Челябинской области" на 2006 - 2010 гг.".
2. Классным руководителем муниципального общеобразовательного учреждения является педагог муниципального общеобразовательного учреждения (далее - школа), работающий по трудовому договору, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника учеников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.
3. Классный руководитель должен иметь высшее или среднее специальное образование.
4. Режим работы классного руководителя регулируется Трудовым кодексом РФ и Трудовым договором, заключенным с руководителем школы, уставом муниципального общеобразовательного учреждения.
5. Рабочее время классного руководителя определяется ставкой классного руководителя.
6. Час классного руководителя (классный час) проводится один раз в неделю в различной форме: тематический классный час, классное собрание, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии, подготовка к классному или общешкольному мероприятию, мероприятие творческого характера.
7. Количество воспитательных мероприятий - не менее 4 мероприятий в месяц (одно их которых может быть общешкольным).
8. Количество классных родительских собраний - не менее одного в четверть. Кроме этого, классный руководитель должен организовывать консультации для родителей (законных представителей), дни открытых дверей, привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу в классе.
9. Работа классного руководителя в каникулярное время осуществляется по специальному плану и режиму, утвержденному администрацией школы.
10. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Координацию деятельности классных руководителей осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя

11. Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
12. Задачи деятельности классного руководителя:
1) формирование и развитие коллектива класса;
2) создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого ученика, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
3) формирование здорового образа жизни учеников;
4) организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности, коллектива класса;
5) защита прав и интересов учеников;
6) организация системной работы с учениками в классе;
7) гуманизация отношений между учениками и педагогическими работниками;
8) формирование у учеников нравственных смыслов и духовных ориентиров;
9) организация социально-значимой, творческой деятельности учеников.

3. Функции классного руководителя

13. Аналитическая - изучение индивидуальных особенностей учеников, сформировавшихся под влиянием (или без влияния) семьи; выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива; изучение и анализ воспитательных возможностей окружающей среды для учеников класса, воспитательных возможностей педагогического коллектива.
14. Прогностическая - прогнозирование уровней индивидуального развития учеников и этапов формирования классного коллектива, предвидение результата намеченного дела; построение модели воспитательной педагогической системы, соответствующей воспитательной системе учреждения в целом; определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, класса; предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений.
15. Организационно-координирующая - организация и стимулирование разнообразной деятельности учеников; помощь и сотрудничество в планировании общественно значимой деятельности учеников, в организации деятельности органов самоуправления школы; установление связей семьи и школы, школы и социума; содействие воспитанникам в получении дополнительного образования в школе и вне ее; защита прав и свобод учащихся; индивидуальная работа с воспитанниками; участие в работе педсоветов, административных и методических совещаниях; ведение документации; ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время внеурочных мероприятий; формирование классного коллектива.
16. Коммуникативная - развитие и регулирование межличностных отношений между детьми, детьми и взрослыми; помощь в адаптации каждого ученика в коллективе; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника; помощь учащимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом.
17. Контрольная - осуществление контроля за успеваемостью каждого обучающегося, за посещаемостью уроков и за их самочувствием.

4. Содержание деятельности и основные направления работы
классного руководителя

18. Классный руководитель:
1) содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка:
- изучает особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике и руководствуясь правилом - чтобы воспитывать ребенка, надо его знать;
- изучает склонности, интересы, сферу дарований ученика, знакомит с ними его самого, совместно подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам);
- корректирует межличностные отношения в классе, по мере сил гуманизируя их;
- в индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с "трудным" поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению;
- старшеклассникам помогает найти цели жизни, подводит к осознанному выбору профессии.
2) Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива):
- помогает в организации классной деятельности учеников - досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т.д. с целью изменения (гуманизации) межличностных отношений. Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи;
- развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации;
- развивает умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, идти на компромисс;
- способствует формированию навыков самозащиты, изучает на классных часах вопросы прав человека, поощряет готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было.
3) Осуществляет помощь ученикам в учебной деятельности:
- помогает отдельным ученикам в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует родителей (законных представителей);
- поощряет и, по возможности, организует взаимопомощь в учебе, помогает отдельным ученикам преодолеть непонимание и конфликты с педагогами;
- организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по учебным и психологическим проблемам учеников, при необходимости - посещает уроки учителя-предметника;
- способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных клубов и т.д.;
- содействует профессиональному самоопределению выпускника;
- содействует получению дополнительного образования воспитанников через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства.
4) проводит родительские собрания, дает консультации родителям (закон. представит.), организует работу с родителями (по ситуации), решает хозяйственные вопросы в классе.
5) Организует питание учащихся, дежурство, при необходимости коллективную уборку класса (школы), ведет установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и информирует о ней родителей (законных представителей).
6) Предпринимает необходимые меры по предупреждению опасности для жизни и здоровья учеников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации школы и родителям (законным представителям) о всех чрезвычайных происшествиях, имеющих потенциальную и реальную опасность для учеников.
7) Участвует в работе педагогических советов, семинаров, административных и методических совещаний школы.
8) Осуществляет повышение своего профессионального мастерства, своевременно участвует в аттестации.

5. Права и обязанности классного руководителя

19. Классный руководитель имеет право:
- получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье учеников от медицинского работника школы;
- контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
- контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
- координировать работу учителей-предметников, проводить педагогические консилиумы, "малые" педсоветы и другие формы коррекции;
- выносить на рассмотрение администрации, педсовета или совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
- получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, от методических объединений школы;
- разрабатывать (совместно с социально-психологической службой школы, медицинскими работниками) программы индивидуальной работы с учениками и их родителями (законными представителями);
- приглашать родителей (законных представителей) в школу;
- создавать собственные воспитательные системы и программы, не нарушающие основные принципы и подходы к организации воспитывающей деятельности в образовательном учреждении;
- вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитания;
- выбирать форму повышения педагогического мастерства через знакомство с системой преподавания в школе, округе;
- определять свободно-индивидуальный режим работы с учениками;
- определять форму плана воспитательной работы с классом (с учетом принципов общешкольного планирования);
- отказываться от несвойственных ему, не входящих в его функциональные обязанности поручений;
- защищать свою честь и достоинство в случае несогласия с оценкой его воспитательной работы в классном коллективе.
20. Классный руководитель не имеет права:
- унижать личные достоинства учеников, оскорблять его словом или действием;
- использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
- злоупотреблять доверием ученика, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение;
- использовать семью (родителей, законных представителей) для наказания ученика;
- подрывать авторитет учителя и всего педагогического коллектива школы.
21. Классный руководитель обязан:
- систематически анализировать состояние успеваемости и динамику общего развития своих учеников;
- организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классных и школьных коллективов;
- фиксировать отклонения в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать об этом администрацию школы;
- оказывать помощь ученикам в решении острых жизненных проблем;
- содействовать ученикам в социальной и правовой защите;
- вовлекать в воспитательную деятельность педагогов, работающих в классе, родителей (законных представителей) учащихся, специалистов различных областей науки, искусства, спорта;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- информировать родителей (законных представителей) об успехах или неуспехах учащихся, собирать плановые и, в исключительных случаях, внеплановые родительские собрания, заседания родительского комитета;
- осуществлять диагностику воспитанности учащихся, эффективности своих воспитательных воздействий;
- планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с алгоритмами планирования, установленными в школе;
- вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся), и документацию, требуемую администрацией школы (планы, отчеты, справки, карты изучения личности учащегося, папки с разработками воспитательных мероприятий и т.д.);
- повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания в стенах образовательного учреждения и за его пределами;
- знать нормативно-правовые документы различного уровня по вопросам воспитания и образования;
- отчеты о проделанной работе классный руководитель обязан предъявлять по требованию администрации школы в различной форме (письменный отчет, устное собеседование, анкетирование учащихся и т.д.);
- классный руководитель должен принимать активное участие в работе школьных методических объединений классных руководителей.

6. Документация классного руководителя

22. Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:
- классного журнала;
- плана работы с классным коллективом;
- личных дел учащихся;
- сводного листа классных дел;
- протоколов родительских собраний, журнала занятий по педагогическому просвещению родителей (законных представителей);
- дневников учащихся;
- папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических исследований в классе, с детскими работами и т.д.;
- журнала учета приводимых воспитательно-профилактических мероприятий;
- журнала учета несовершеннолетних, склонных к правонарушениям;
- журнал учета неблагополучных семей;
- журнала регистрации инструктажа учащихся по охране труда при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных мероприятий.

7. Критерии эффективности работы классного руководителя

23. Эффективность работы классного руководителя оценивается в соответствии со следующими критериями:
1) упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива (создание воспитательной системы класса, анализ и планирование и т.д.);
2) уровень сплоченности классного коллектива, его ценностные ориентиры;
3) положительный морально-психологический климат в классе, социальная защищенность каждого члена коллектива, система взаимоотношений в коллективе;
4) реальный рост воспитанности, общей культуры и гражданской зрелости учащихся;
5) отсутствие не успевающих в учебе учеников;
6) результативность воспитательно-профилактической работы (отсутствие правонарушений, безнадзорности, вредных привычек среди учащихся);
7) общественная активность класса в школьных, городских и областных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях;
8) вовлеченность, занятость детей в дополнительной развивающей деятельности (помогающей социализации) в школе и за ее пределами: кружки, секции, клубы и т.д.);
9) наличие в классе общественного управления, органов ученического самоуправления и активное взаимодействие с классным руководителем, педагогами, работающими в данном классе, с администрацией школы;
10) участие родителей (законных представителей) в жизни классного коллектива;
11) активная позиция классного руководителя, его участие в инновационных процессах воспитания.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru